«Чудеса из старого чемодана»
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму».
Конфуций.
Проанализировав предметно-развивающую среду своей группы, мы пришли к выводу, что необходимо поработать над обновлением условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Ведь, среди возможных средств развития познавательной активности детей особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Ребёнок – исследователь по своей природе: любознателен, наблюдателен, наполненный жаждой новых открытий и впечатлений. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для самообучения, самовоспитания и саморазвития. Исследуя, ребенок сам может найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ведь он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
В своей группе мы решили отойти от привычного стандартного уголка в виде мини-лаборатории, заменив ее на лабораторию — чемодан. Такая находка очень понравилась в первую очередь детям. Еще бы! Ведь теперь не нужно все предметы для экспериментирования нести в группу и там проводить свои исследования. Проще сам чемодан вынести на прогулку и вооружившись приборами-помощниками проводить опыты.
Мы живем, окруженные миром вещей, которые со временем становятся несовременными, либо приходят в негодность. Жизнь нашего старого чемодана, была наполнена поездками с хозяином, которому он служил долгие годы верой и правдой. Но настал день, когда надобность в чемодане совершенно отпала. Он оказался бы на свалке, если бы судьба не уготовила ему встречу с ребятишками. И будущее чемодана было определено – будет чемодан — лаборатория. И вот он, помытый, покрашенный, подремонтированный, обновленный, готов вновь служить, теперь уже детям в детском саду.
Чемодан наполнили материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей и с количеством проводимых опытов (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты); разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена. Все определяет фантазия и объект исследования. Конечно же, учитывали соответствующие требования безопасности для жизни и здоровья детей, доступность расположения.
Главное достоинство применения чемодана-лаборатории в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети не только получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, у них развивается память, активизируются мыслительные процессы, обогащается речь, так как ребенку необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг, действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности. Именно поэтому мы поставили перед собой задачу: оптимизировать условия, способствующие развитию учебных действий ребенка, посредством познавательно—исследовательской деятельности.
Воспитатели группы ГКН «А» и ГКН «Б»
Беленчук Е.А.
Глазунова Н.Т.
Никольская Г.В.
Щеблыкина Н.Н.