Компьютерные игры для дошкольников «за» и «против»

| 17.05.2015

Информационно — коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В жизнь детей вошли компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников.

Из бесед с детьми «Чем занимались вечером, в выходной день?» пришли к выводу, что у многих детей есть дома компьютеры, и они часами просиживают за компьютерными играми. Родители нашли в компьютере своеобразную няню. Они позволяют ребенку  длительное время играть за компьютером и не вникают в содержание игр. Мы выяснили, что основные компьютерные игры наших детей, это «стрелялки», «рулилки», «догонялки», даже присутствуют явные сцены насилия. Играя  в такие игры  дети, не получают никаких практических знаний, а речь, как способ общения, остается примитивной и состоит из глаголов и междометий. А дети, групп компенсирующей направленности с нарушениями речи, особенно нуждаются в развитии всех компонентов речи.

Родители по-разному относятся к компьютерным играм. Одни отмечают, что в играх дети:

  • легче усваивают понятия формы, цвета и величины;  понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного мышления.

Озабоченность здоровьем детей высказывают родители и медики, приводя аргументы «против» раннего увлечения компьютерами ребятами дошкольного возраста:

  • воздействие электромагнитного излучения монитора,
  • сидячее положение в течении длительного времени, появление утомления,  нервно – эмоционального напряжения,
  • эмоциональных стрессов,
  • ухудшение зрения и осанки.

Для того чтобы найти «золотую середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.Жесткие требования к монитору. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах.

2. Компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium 2. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.

3.Правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Проветриваемое помещение, где регулярно проводится влажная уборка.

5.  Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

6.  Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 10 – 15 минут. При этом периодичность занятий — не более 2-х раза в неделю.

Выполняя эти условия мы сможем:

— сформировать интерес дошкольников к современной компьютерной технологии;

— направить интерес детей к компьютерным играм в правильное  русло;

— развить элементарных навыков работы на компьютере посредством игр;

— формировать познавательные, коммуникативные и языковые ориентировки;

— повысим компетентность в области компьютерных игр для дошкольников  родителей и педагогов.

Родители должны контролировать:

— информационное поле, в котором находиться его ребенок, совместно выбирать игры,

— тематика игр должна соответствовать возрасту,

— сюжеты игр не должны вызывать агрессию, психическое беспокойство,

короткие по продолжительности и не перегружены словестными инструкциями.

При грамотном   использовании компьютера, при правильной организации образовательного процесса компьютерные игры могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

В настоящее время выбор  компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк: «Игры для Тигры», «Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку», «Баба-Яга учится читать», «А я считаю лучше всех!» Часть 1 Математика для дошколят; «Лунтик Малышам. Развивающие задания», «Лунтик рисует. Изучаем цвета и фигуры», «Лунтик. Математика для малышей», «Домашний логопед», «Волшебник Изумрудного города. Азбука с Элли», «Веселая читайка», «Учимся говорить правильно», на портале Мерсибо интересные, развивающие  игры-онлайн.

Тематика разработанных игр соответствует возрасту детей и понятна им по содержанию. Компьютер не «ругает» ребенка за неправильно выполненное задание и предоставляет повторы игры для достижения успеха.

Этими играми мы не только отвлечем наших детей от ужасных компьютерных игр, но и мотивируем их на получение тех знаний и умений, которые пригодятся им для прохождения той или иной игры, а затем и при школьном обучении.

При грамотном   использовании технических средств, при правильной организации игрового процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Помните о том, что огромный потенциал компьютерных технологий никогда не заменит живого общения взрослого с ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *